Предупреждение преступлений в отношении детей, защита их жизни и здоровья. | Детский сад №213


Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Предупреждение преступлений в отношении детей, защита их жизни и здоровья.


 
Обеспечение безопасной среды для ребенка.
Охрана здоровья ребенка
 
1. Создание безопасных условий для воспитания детей в доме и вне семейной среды.
Одна из основ детской безопасности - это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости - действовать".
Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.
Если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик, и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков, и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости. Когда-то давно именно так и поступил один расшалившийся четырехлетний малыш, закрывшись от бабушки на балконе. Ей пришлось выбить стекло, чтобы открыть крючок. А ведь ничего этого не произошло бы, не будь на балконной двери этого самого крючка. Пока ребенок не научится аккуратно открывать и закрывать двери, лучше поставить на них специальные фиксаторы, которые закрепляются над дверями и мешают им захлопываться.
Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.
Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших карапузов лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.
На помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.." Прочитайте эту сказку вместе с малышом, пусть кроха сделает для себя соответствующие выводы.
Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.
Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно. Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества - бытовые яды и удобрения - должны быть категорически недоступны детям.
Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства - штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) - не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.
Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...
Следующая опасность - окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота - это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Одна девушка рассказала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на... девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапок. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), девочка побежала вниз за тапочкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно полет обуви подействовал на нее отрезвляюще. И разве она не знала, что высота - это опасно? Знать-то знает, но понимала ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.
Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание - крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.
Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.
Другая кухонная опасность - это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши-дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший карапуз может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством - это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.
Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.
Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.
Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.
Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся, и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет - он вам откроет".
Может показаться, что хороший выход из ситуации - это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.
Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.
 
2. Что должны знать дети, чтобы защитить себя
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволят прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Необходимо научить ребенка доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее, суметь различить хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия, плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу, смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Смущающими могут быть прикосновения, которые начинаются, как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают, ребенок должен громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает, убежать, рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что воспитанные дети хоть и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, при которых ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет - эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие, как выражение теплых чувств. безопасное ребенок здоровый жестокое
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях, задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях, поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями - это одно из наиболее важных условий, которое помогает избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
 
Взаимоотношения с посторонними. Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:
- входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
- самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;
- несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
- рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
- нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;
- если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;
- выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.
 
Советы для самых маленьких. Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того, чтобы он твердо запомнил следующие правила:
· Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто-то об этом просит - немедленно расскажи родителям.
· Всегда играй в компании друзей.
· Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
· Никогда не соглашайся куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей.
· Кричи изо всех сил, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти.
· Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 112.
· Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей.
· Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с теми людьми, которые его знают.
· Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось.
· Помни, что твои родители любят тебя, и никогда не накажут за сообщение правды.
· В случае нападения - беги к зданию с вывеской.
 
 
Памятка родителям. Прежде, чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!
· Физические наказания преподают ребенку урок насилия.
· Физические наказания нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим.
· В наказаниях содержится ложь! Притворяясь, что решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
· Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
· Наказания вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется много позже.
· Наказания разрушают восприимчивость ребенка к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
 
Какой урок из этого выносит ребенок?
· Я не заслуживаю уважения.
· Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь, других).
· Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
· Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
· Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.
· От взрослых нет защиты.
 
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
· Насмешками над слабыми и беззащитными.
· Драками с одноклассниками.
· Унижением девочек, символизирующих мать.
· Плохим отношением к учителю.
· Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
 
Советы родителям.
1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, избиения, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас, как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.
3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать "Я горжусь тобой!".
5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
6. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствуете одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается людьми, употребляющими алкоголь или наркотики.
 
Как защитить своего ребенка:
1. Научите вашего ребенка говорить "Нет" любому взрослому, если он почувствует исходящую от него опасность.
2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот человек не знает пароля.
6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год. Имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случается. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.
 
 
Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
 
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, но имеет также тяжелые социальные последствия. У  большинства жертв домашнего насилия развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их неполноценными членами общества.
Основополагающим документом является "Конвенция о правах ребенка", из положений которой следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Как указано в Конвенции, ребенком "является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста", поэтому определения любых форм насилия над ребенком относятся к указанному возрастному периоду.
Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей.
Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования.
Лица, подвергающиеся или подвергшиеся в прошлом жестокому отношению в семье, часто страдают от сопутствующих расстройств психики. У таких детей может наблюдаться повышенная склонность к суициду, расстройству приема пищи, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству,  то есть к девиантнму поведению.
Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей.
Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Ленор Уолкер (англ. Lenore Walker) и на сегодняшний день является общепринятой. Согласно данной концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 4 стадии:
1.Нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. На этой стадии жертва старается утихомирить агрессора.
2.Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
3.Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на жертву, иногда отрицает произошедшее или убеждает жертву в преувеличении событий («раздувании из мухи слона»).
4.Спокойный период в отношениях («медовый месяц»). Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Фаза называется «медовый месяц» потому, что качество отношений между партнёрами на этой стадии возвращается к первоначальному.
После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Жертва не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно.
В редких случаях имеют место единичные вспышки домашнего насилия (например, насилие на свиданиях), не соответствующие вышеприведенной теории.
 
Характеристика основных форм жестокого обращения с детьми
Практические работники органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения в целях принятия в своей повседневной деятельности адекватных эффективных мер защиты прав ребенка должны иметь представление о наиболее часто встречающихся формах насилия над ребенком, диагностических признаках, реальных путях предотвращения насилия в отношении детей и, в конечном счете, содействовать своими практическими действиями укреплению института семьи.
 1. Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
 
Распознание факта физического насилия над ребенком:
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов;
- "синдром сотрясения" у грудных детей.
На случайный характер травм указывает:
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм после выходных и праздничных дней.
 
Особенности поведения:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.
Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
 
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
 
2. Пренебрежение основными нуждами ребенка
(моральная жестокость)
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
 
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
 
Последствия моральной жестокости у детей.
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, несвежий запах.
 
Физические признаки:
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
 
Особенности поведения:
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания/участия;
- частые пропуски школьных занятий;
- крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
 
3. Эмоциональное (психологическое) насилие
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
 
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- задержка психического развития;
- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- избыточная потребность во внимании;
- депрессия, попытки суицида;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
- нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
 
Возрастная специфика:
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде - депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
 
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
- дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
- дети раннего возраста;
- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
- дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
- дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
- дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
- дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
 
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
 
4. Сексуальное насилие
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;
- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
- введение предметов во влагалище или анус;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
- демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
 
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
 
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
 
Распознание сексуального насилия над ребенком
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
- "зияние" ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические расстройства.
 
Особенности психического состояния и поведения ребенка
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.
Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников.
 
Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку.
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие. Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну. Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновным в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
 
Почему дети должны знать о сексуальном насилии?
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Мы не можем избавить мир от сексуальных насильников, но мы можем уменьшить риск для наших детей стать жертвой сексуального насилия, сделать их более защищенными.
 
Что дети должны знать, чтобы защитить себя?
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Необходимо научить ребенка:
- доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;
- уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что:
- хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия;
- плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу;
- смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:
- громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
- убежать;
- рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями - это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
 
Взаимоотношения с посторонними.
Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:
- входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
- самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;
- несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
- рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
- нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;
- если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;
- выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.
В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Жестокое обращение с детьми формирует малообразованных, социально-дезадаптированных личностей, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Важным социальным последствием насилия по отношению к детям является воспроизводство самой жестокости. Таким образом, выявление фактов жестокого обращения с детьми в семье - это важный этап профилактики девиантного поведения подростков.