Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Разъяснения

В октябре 2019 года утверждены методические рекомендации по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении и не посещающих школу ("Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации", утв. Минздравом России 17.10.2019, Минпросвещением России 14.10.2019).
Основанием для организации такого обучения ребенка, находящегося на длительном лечении на дому или в стационаре, является заключение медицинской организации о проведении лечения или реабилитации продолжительностью более 21 дня и письменное заявление родителей на имя руководителя образовательной организации.
При этом заключается договор между медицинской и образовательной организациями о сетевой форме реализации образовательных программ. Построение индивидуального учебного плана для ребенка осуществляется образовательной организацией при непосредственном участии медицинской организации и медицинских работников.
При составлении образовательной программы в сетевой форме объединяются ресурсы медицинской организации (помещения для образовательной деятельности, рекомендации врачей по содержанию и объему учебной нагрузки, корректировке образовательной программы с учетом текущего состояния здоровья обучающегося) и ресурсы образовательной организации (педагогические кадры, рабочие учебные программы, средства обучения, дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы и др.).
 
  
Актуализирован национальный календарь профилактических прививок, а также порядок их проведения (Проект Приказа Минздрава России
"Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок").
Проект включает в себя ранее изданные нормативные предписания, которые сохраняют свою силу, а также, в частности, следующие изменения:
в национальном календаре профилактических прививок исключена вакцинация против туберкулеза детей в возрасте 6 - 7 лет;
в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям:
введена вакцинация против лихорадки Эбола: лиц, выезжающих в энзоотичные по лихорадке Эбола страны (регионы); лиц, работающих с живыми культурами возбудителя лихорадки Эбола;
введена вакцинация против коклюша: взрослых в окружении новорожденных детей, ранее не привитых или не имеющих сведения о прививках; лиц, контактных в эпидемических очагах; групп риска - работников образования, здравоохранения, транспорта;
уточнен контингент, подлежащий вакцинации против менингококковой инфекции (в межэпидемический период - дети до 5 лет включительно, подростки в возрасте 13 - 17 лет, лица старше 60 лет, призывники, медработники и др.);
уточнен контингент, подлежащий вакцинации против пневмококковой инфекции (дети в возрасте 2 - 18 лет (ранее не привитые) и взрослые в возрасте 18 - 60 лет из групп риска (их перечень расширен).
 
  
В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2019 N 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, должны представить сведения, необходимые для включения их в соответствующий реестр, до 1 мая 2020 года.
В перечне таких сведений:
- оказываемые услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе по размещению, проживанию, питанию;
- дата ввода в эксплуатацию объектов, используемых организацией (для организаций стационарного типа);
- сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата его выдачи;
- информация о результатах проведения органами надзора проверок в текущем и в предыдущем году;
- сведения об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организации и ИП, не включенные в реестр, с 1 июня 2020 года будут не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
 
  
Рособрнадзор регламентировал порядок надзора за соблюдением образовательными организациями требований о защите детей от вредной информации в используемой в образовательном процессе информационной продукции (Приказ Рособрнадзора от 10.07.2019 N 971 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственного надзора за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции").
В ходе проверок, осуществляемых Рособрнадзором, запрашиваются, в частности, документы:
- регламентирующие применение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации;
- подтверждающие осуществление внутреннего контроля за соблюдением требований, соответствием применяемых мер защиты детей локальным актам организации;
- содержащие сведения о технических и программно-аппаратных средствах защиты детей от указанной информации, применяемых при предоставлении доступа в Интернет;
- содержащие сведения об используемой в образовательном процессе информационной продукции.
О проведении плановой проверки организация уведомляется не позднее чем за три рабочих дня, а внеплановой - не менее чем за 24 часа.
Срок осуществления каждой из проверок, как документарной, так и выездной, в общем случае не может превышать 20 рабочих дней.
При выявлении нарушений должностное лицо Рособрнадзора выдает организации предписание об их устранении. 
Пенсионный Фонд РФ регламентировал порядок осуществления ПФР ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы (Постановлением Правления ПФ РФ от 30.04.2019 N 269п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы", зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2019 N 56228).
Государственная услуга предоставляется неработающим трудоспособным лицам, проживающим в РФ, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ними, а также членам их семей и их наследникам в случае неполучения начисленной суммы в связи со смертью лица, осуществлявшего уход.
Приводится форма заявления о назначении выплаты, а также перечень необходимых документов.
Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
 
 
 
В соответствии с Перечнем поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, утвержденным Президентом РФ 14.10.2019, Правительству РФ поручено провести ряд мероприятий, направленных на формирование системы воспитания подрастающего поколения.
Президент РФ утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, состоявшегося 4 июля 2019 года.
Правительству РФ, в частности, необходимо:
разработать комплекс мер, направленных на повышение статуса учителя, рассмотрев возможность государственной поддержки создания и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", кино- и видеопродукции, которая способствует популяризации профессии учителя;
рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов;
рассмотреть вопрос о повышении доступности образования в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями, в том числе в суворовских военных училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, для несовершеннолетних из неблагополучных или малообеспеченных семей и из многодетных семей;
обеспечить развитие психологической службы в системе общего и профессионального образования, предусмотрев в том числе профессиональную переподготовку или повышение квалификации педагогических работников.
 
 
 Рособрнадзором подготовлены рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения) в 2019 - 2020 году по программам среднего общего образования («Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 N 10-888 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году»).
Для участия в сочинении (изложении) обучающиеся не позднее чем за 2 недели до начала его проведения подают заявления в свои образовательные организации, а экстерны - в образовательные организации по выбору.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря и начинается в 10.00 по местному времени. Его продолжительность - 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность увеличивается на 1,5 часа.
Комплекты тем сочинения за 15 минут до его проведения по местному времени размещаются на портале ege.edu.ru.
В случае получения "незачета" обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение) в текущем учебном году, но не более 2 раз и только в установленные дополнительные сроки.
Утверждены также правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) и сборник отчетных форм для его проведения.
 
 
 
Вступили в силу изменения в Правилах организованной перевозки группы детей автобусами.
С 1 октября 2019 года упрощается организация детских перевозок, без ущерба для их безопасности
В частности:
сокращен срок хранения оригиналов документов о перевозке;
сокращен срок подачи уведомления в Госавтоинспекцию о планируемой перевозке в городском и пригородном сообщениях;
скорректированы требования к стажу работы в качестве водителя транспортного средства категории "D".
Кроме того, с указанной даты все автобусы с детскими группами должны быть оборудованы ремнями безопасности, а пассажиры - пристегнуты. Раньше автобусы, оборудованные ремнями безопасности, требовались лишь при междугородних перевозках детей, на пригородные и городские поездки это правило не распространялось.
Сопровождающие лица будут обязаны перед началом движения автобуса и в процессе перевозки контролировать, пристегнулись ли дети ремнями безопасности, а также не допускать, чтобы дети поднимались с мест и передвигались по салону автобуса во время движения.
 
  
 
 
Приказом Минтруда России от 28.08.2019 N 588н "О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н" увеличен критерий нуждаемости для семей при установлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.
Ежемесячная выплата до достижения ребенком полутора лет может быть назначена, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную (ранее - 1,5-кратную) величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты может быть подано в течение трех лет (ранее - полутора лет) со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
При этом ежемесячная выплата будет назначаться по новым правилам. Сначала выплата назначается до достижения ребенком возраста одного года. Затем необходимо будет подавать новые заявления для назначения выплаты на срок до достижения возраста двух лет, а затем до достижения трех лет.
Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
 
  
 
 
Надо ли платить за рабочие тетради в школе?
Образовательные организации с учетом установленных требований самостоятельно определяют список учебников и учебных пособий и допускают их к использованию. Материалы предоставляются ученикам бесплатно.
Что касается рабочих тетрадей, то вопрос обеспечения обучающихся ими также относится к компетенции школ.
Если школа включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
Учитель может рекомендовать рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования, однако их нельзя применять при реализации образовательных программ.
При этом использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.
Минпросвещения планирует сократить рабочие тетради на печатной основе и заменить их на цифровые аналоги в основной и средней школе. ( См. Письмо Министерства просвещения РФ от 23 октября 2019 г. N ВБ-47/04 "Об использовании рабочих тетрадей").
 
  
 
Существуют ли требования к организации питьевого режима в образовательных учреждениях?
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.
Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой - в обеденном зале и одноразовых стаканчиков - в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.
Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
 
    
О приеме детей в первый класс
В соответствии с действующим законодательством об образовании для проведения организованного приема в первый класс закрепленных лиц образовательная организация не позднее 10 дней с момента издания распорядительного акта публикует информацию о количестве мест в первых классах. Информация может размещаться на информационном стенде, на официальном сайте организации, в средствах массовой информации (в том числе электронных). Не позднее 1 июля должна появиться информация о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.
В первый класс школы принимают детей, которым к моменту начала обучения исполнилось 6 лет и 6 месяцев, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения детьми возраста 8 лет. По заявлению родителей школа может разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте.
Для зачисления ребенка родители представляют в общеобразовательную организацию заявление о приеме, паспорт родителя, свидетельство о рождении.
Для закрепленных лиц прием заявлений в первый класс начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Зачисление оформляется приказом руководителя организации в течение 7 рабочих дней после приема документов. Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если все дети, закрепленные на данной территории, приняты в первый класс, то организация вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 июля. При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в организации.
Кабмин установил требования к защите объектов Минобрнауки от терактов
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (не вступило в силу) будут определены требования к антитеррористической защищенности объектов Минобрнауки, его территориальных органов и подведомственных ему организаций.
Требования дифференцированы в зависимости от категории объекта, которая присваивается с учетом степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий. Предусмотрено 3 категории. Для каждой категории установлен минимальный обязательный комплекс мероприятий антитеррористической защищенности.
На каждый объект разрабатывается паспорт безопасности.
На всех объектах независимо от категории организуется пропускной режим, проводятся антитеррористические учения и тренировки. Все объекты должны быть оснащены системами передачи тревожных сообщений.
 
  
 
Об ответственности управляющих компаний за ненадлежащее содержание детских игровых площадок
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ) государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Поэтому безопасность детских площадок при многоквартирных домах является важным критерием в указанной политике.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 27.03.2018) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.



Порядок заключения трудовых договоров с несовершеннолетними
Многие студенты и школьники устраиваются на подработку. Однако трудоустройство несовершеннолетнего имеет ряд особенностей.
Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
Вместе с тем, для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, допускается принять 15-летнего работника, получившего общее образование либо продолжает обучение по его основной программе. Также, допускается наем 15-летнего и в случае, когда он оставил учебу при согласии родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет.
Заключение трудового договора с лицом в возрасте от 14 до 15 лет возможно при соблюдении ряда условий:
- подросток, достигший 14 лет, должен быть учащимся, а предлагаемая ему работа должна относиться к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью;
- работа должна выполняться лишь в свободное от получения образования время, не нанося ущерба для освоения учебной программы;
- на заключение трудового договора должно быть письменное согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства. В случае, если другой родитель возражает против заключения трудового договора с лицом, не достигшим возраста 15 лет, учитывается мнение самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства.
Заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, не допускается. Исключением может быть только выполнение работ для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках без ущерба его здоровью и нравственному развитию, по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта. Для заключения трудового договора необходимо письменное согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства.
Помимо указанного, все несовершеннолетние, независимо от того, какого они достигли возраста, принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра.
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю.
 
  
  
Об изменениях в законодательной регламентации деятельности организаций отдыха и оздоровления детей
Федеральным законом от 16.10.2019 № 336-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей.
Так, законодательно закреплено определение организаций, под которыми понимаются организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности).
К организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Указанным федеральным законом также определен круг обязанностей организации отдыха и оздоровления детей, среди которых создание безопасных условий пребывания детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, присмотра и ухода за детьми; представление сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
При этом установлен запрет оказания услуг организациями, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, основания для включения в который закреплены статьей 12.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», изложенного в новой редакции.
Также Федеральным законом от 16.10.2019 № 338-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения его ст. 14.65, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выразившееся в предоставлении организацией отдыха детей и их оздоровления или индивидуальным предпринимателем, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Внесенные в КоАП РФ изменения вступают в силу с 01.06.2020.
 
    
Может ли несовершеннолетний обратиться в суд за защитой прав?
В соответствии со статьей 37 Гражданского процессуального кодекса РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в суде защищают их законные представители. Вместе с тем, суд обязан привлекать к участию в деле самих несовершеннолетних. При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в обязательном порядке учитывается судом.
Федеральным законодательством предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний вправе лично обращаться в суд для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Такое право может быть реализовано в спорах, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, в прямо предусмотренных законом случаях.
Так, несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно обращаться в суд за защитой своих семейных прав при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, имеет право требовать установления отцовства в отношении своих детей, требовать отмены усыновления. В сфере гражданских правоотношений несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях, несут имущественную ответственность по совершенным им сделкам, осуществляют права автора на созданные ими произведения. Гражданская процессуальная дееспособность означает способность своими действиями по собственной инициативе осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю.
При этом судом как правило привлекаются и законные представители несовершеннолетних. Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрена и возможность несовершеннолетнего независимо от возраста самостоятельно обратиться в прокуратуру и правоохранительные органы.
О выезде несовершеннолетних за границу
В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" дети (несовершеннолетние граждане) могут выезжать за границу совместно с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или с их согласия.
Если родители (усыновители, опекуны, попечители) имеют противоположные точки зрения по вопросу о выезде ребенка за границу, спор разрешается судом.
Так же как и взрослым, для выезда за пределы РФ детям необходимо иметь заграничный паспорт. Несовершеннолетнему гражданину со дня его рождения и до достижения 18-летнего возраста паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей). Дети до 14 лет могут быть вписаны в паспорта своих родителей.
Если несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, он должен иметь при себе кроме загранпаспорта нотариально оформленное согласие одного из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Достаточно согласия одного из родителей, если только от второго родителя не поступало заявления о несогласии на выезд ребенка.
 
  
Расширен перечень информации, запрещенной для распространения среди несовершеннолетних
С 29 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в том числе, расширен перечень информации, запрещенной для распространения среди детей.
Теперь к ней относится информация, содержащая изображение или описание сексуального насилия.
Кроме того, законом детализированы правила, направленные на противодействие распространению среди детей запрещенной информации.
Так, организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая запрещенную информацию, обязан не допускать на мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
В случае возникновения сомнений в достижении посетителем совершеннолетия контролер, а также лицо, осуществляющее реализацию билетов, вправе потребовать документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий лич-ность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя.
Схожие правила установлены в отношении продажи, проката, аренды, а также выдачи из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей запрещенную информацию.
Порядок и условия присутствия (допуска) детей при проведении зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании) оп-ределяются локальным актом организатора зрелищного мероприятия.
Также законом установлен запрет допуска к распространению информационной продукции, содержащей запрещенную информацию, на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией образовательных организаций, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций отдыха и оздоровления детей.
  
 
Государство окажет дополнительную материальную поддержку многодетным семьям
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 №1170 многодетные семьи могут рассчитывать на государственную поддержку до 450 т.р. с целью погашения ипотеки.
Данная господдержка реализуется однократно путем направления акционерным обществом «ДОМ.РФ» собственных денежных средств (с последующим возмещением ему недополученных доходов и затрат из федерального бюджета) на цели полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) указанных граждан РФ в размере их задолженности, но не более 450 т.р.
Государственная поддержка реализуется в отношении гражданина РФ (матери или отца), являющегося заемщиком по ипотеке, при рождении у него в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 третьего ребенка или последующих детей.
Направление таких средств на погашение ипотеки осуществляется на основании обращения кредитора в общество по заявлению, предоставленному заемщиком кредитору.
Изменения вступили в законную силу 25.09.2019
 
   
Изменения в Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
Федеральным законом от 02.08.2019 № 319-ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», которые вступают в силу с 01.01.2020.
Согласно изменениям государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с указанной даты будет пополняться информацией о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.
Статья 72 Семейного кодекса РФ также дополнена положениями, возлагающими на суд обязанность по направлению выписки из решения о лишении (ограничении) родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.
Органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору помимо сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, также сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Исходя из указанных изменений, документированная информация о недобросовестных родителях и опекунах создается в целях учета сведений в государственном банке данных о детях и недопущения случаев передачи детей на воспитание в семью таким гражданам и бывшим усыновителям.


О медосмотре при приеме на работу несовершеннолетних
В соответствии с требованиями ст.69, ч.1 ст.266 Трудового кодекса РФ обязательным условием заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет является прохождение ими предварительного медицинского осмотра. Осмотр необходим независимо от трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Таким образом, несовершеннолетний в возрасте 15-17 лет может быть принят на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра, подтверждением которого является справка, оформленная в соответствии с требованиями Приказа обязательного медицинского осмотра, подтверждением которого является справка, оформленная в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 834н и содержащая сведения, помимо прочего, об объективных данных и состоянии здоровья, указанные врачом-терапевтом, врачом-хирургом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом, врачом-офтальмологом, данные флюорографии, данные лабораторных исследований.
Кроме этого, данная справка должна содержать сведения о перенесенных заболеваниях и профилактических прививках. Данная справа подписывается врачом, выдавшим данную справку, и главным врачом медицинской организации.
В дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру до достижения ими возраста 18 лет (ч. 1 ст. 266 Трудового кодекса РФ).
Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 266 Трудового кодекса РФ).
Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.
 

О порядке назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого (второго) ребенка
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка является мерой социальной поддержки семей, имеющих детей.
В связи с поступающими обращениями граждан считаем необходимым разъяснить порядок получения данной выплаты.
Назначение указанной выплаты в соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, т.е. ОБУ «Центр социальной защиты населения» по соответствующему району Липецкой области.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Закон № 418-ФЗ) гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
При этом необходимо учитывать, что в случае, если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного). В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Сведения, указываемые в заявлении о назначении выплаты, а также перечень документов, необходимых к предоставлению с заявлением, указан в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка».
Заявление и соответствующие документы можно подать не только непосредственно в Центры социальной защиты, но и через многофункциональные центры, а также через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru.
  
 
В Семейный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие ведение учета сведений о гражданах, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах
С 01.01.2020 вступают в силу изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», согласно которым предусмотрен учёт в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о гражданах, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.
Устанавливается обязанность суда направлять выписки из решений суда о лишении, об ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления ребенка не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.
С целью учета лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - банк данных), вводится дополнительная информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине. Данная информация будет предоставляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства.
Для формирования регионального банка данных о детях на органы опеки и попечительства возлагается обязанность предоставлять региональному оператору сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Таким образом, внесенные изменения позволяют создать дополнительные условия для защиты прав ребенка и исключить возможность его передачи на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями.
 
 
О реестре недобросовестных опекунов
Федеральным законом от 02.08.2019 № 319-ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с вышеуказанными изменениями государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, будет пополняться информацией о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.
Информация о недобросовестных родителях и опекунах создается в целях учета сведений в государственном банке данных о детях и недопущения случаев передачи детей на воспитание в семью таким гражданам и бывшим усыновителям.
Органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору помимо сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, также сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений. Семейный кодекс РФ также дополняется положениями, возлагающими на суд обязанность по направлению выписки из решения о лишении (ограничении) родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.


Изменения в законодательстве об образовании
Федеральный закон от 26.07.2019 № 232-ФЗ вносит ряд изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки».
Федеральный закон подготовлен в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерству просвещения Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации соответственно переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий.
В связи с этим в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ряд федеральных законов вносятся корректирующие изменения с учётом полномочий министерств, определённых названным Указом и положениями о них.


О мерах поддержки семей, имеющих детей
Федеральным законом от 18.03.2019 № 37-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части порядка рассмотрения заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
В этой связи, теперь Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы при рассмотрении заявлений граждан обязаны направить запрос в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля об отсутствии или о наличии в отношении жилого помещения, приобретение которого в соответствии с заявлением о распоряжении планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, информации о признании данного жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Информация о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
 
  
 
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет
Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливая общие положения об ответственности за причинение вреда, выделяет также ее частные случаи, к которым, в том числе, относится ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. 
По общему правилу за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, а также организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, куда малолетний был помещен под надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине (п.1 и п.2 ст.1073 ГК РФ). 
Исходя из указанных норм, на родителей, усыновителей, опекунов, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается обязанность доказывания, что вред причинен не по их вине. Таким образом, вина данных лиц презюмируется. 
Следует учитывать, что родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный детьми, в соответствии со ст. 1073 и 1074 ГК РФ. Родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка либо в силу объективных причин не мог воспитывать ребенка (например, из-за длительной болезни) 
Кроме того, согласно ст.1075 ГК РФ ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, может быть возложена на его родителя, даже если последний лишен родительских прав. Однако в этом случае ответственность за вред может иметь место в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
 

Налоговые льготы многодетным семьям
Федеральным законом РФ от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотрено предоставление дополнительных налоговых льгот многодетным семьям. 
При наличии сведений о количестве детей налогоплательщика инспекция самостоятельно предоставит вышеуказанным физическим лицам льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Однако целесообразно обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы до начала формирования налоговых уведомлений за 2018 год. Следует напомнить, что закон уточняет исчисление налога на имущество физических лиц в случае разрушения объекта, транспортного налога в случае угона автомобиля. 
Юридические лица перестанут предоставлять декларации по земельному и транспортному налогу. По налогу на имущество организаций можно будет представить одну декларацию, если налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по месту нахождения принадлежащих объектов недвижимости. 
Кроме того, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практики, вместо подачи декларации о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ с 2020 года будут уплачивать авансовые платежи. Указанные изменения вступили в силу, за исключением некоторых положений, для которых установлены отдельные сроки.
 
  
Права и обязанности опекунов
В соответствии с действующим законодательством - опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Имеют право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
Опекун и попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства; имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда, а также  несут иную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном действующим законодательством.
 
   
Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее - Закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
На основании части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 151.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Таким образом, продажа и неоднократная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции влекут административную и уголовную ответственность соответственно (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ; статья 151.1 УК РФ).
 
  
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С 18 апреля 2019 года вступило в силу новое Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397, касающееся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей без попечения родителей, которые должны быть обеспечены жильем.
Список формируется в регионе, где живут указанные лица. Это делает уполномоченный орган власти региона либо орган местного самоуправления, которому переданы такие полномочия.
Заявление о включении в список подают законные представители (в случае их бездействия - органы опеки и попечительства), а также сами дети, достигшие полной дееспособности. Теперь с указанным заявлением вправе обратиться лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, и подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение по заявлению принимается в течение 60 дней.
С 1 сентября 2019 г. списки должны дублироваться в ЕГИС социального обеспечения.


Ответственность за нарушение права на образование
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
За нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций предусмотрена административная ответственность.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.